Импортозамещение

Интеллектуальный КОД
В Российской Федерации тренд на импортозамещение в ИТ отрасли усиливается с каждым годом
Рост количества запросов на российские IT-решения среди государственного сектора и организаций с государственным участием. Сейчас многие госкорпорации и частные холдинги сознательно отдают предпочтение отечественным разработчикам.

Так, крупнейшие отечественные банки, нефтяные и энергетические компании начинают всё больше интересоваться отечественными IT-разработками и задавать правильный вектор в IT-импортозамещении.
Подобрать ПО для своей задачи
Сегодня стало возможным строить полные стеки IT-проектов на российских решениях — от серверной виртуализации, операционной системы и СУБД до приложений. И такие проекты стали появляться, в том числе, федерального масштаба.

Это позволяет заказчикам подбирать комплекты ПО для оптимального решения типовых задач.
С чем связана такая тенденция?
  • Растет масштаб проникновения иностранных продуктов и рисков, связанных с их дальнейшим использованием
  • Приходит осознание экономической эффективности перехода на отечественные продукты
  • Все больше успешных российских решений, которые порой уже превосходят иностранные аналоги, но при этом стоят существенно дешевле, поэтому они в большей степени удовлетворяют задачам потребителей
  • Российский решения лучше учитывают специфику российского законодательства, так как создаются сразу с учетом актуальных требований и лучших бизнес-практик
  • За прошедший период российские прикладные IT-решения существенно нарастили свои возможности и стали действительно конкурентоспособными, и это привело к тому, что изменилось и отношение заказчиков к российским разработкам
IT-импортозамещение
IT-импортозамещение естественно рассматривать в разрезе «Цифровой экономики», так как они взаимозависимы и являются опорными точками друг для друга. Программа нацелена на создание конкурентного отечественного рынка IT-продуктов

Государство действительно предпринимает существенные организационные шаги для того, чтобы этот процесс продолжался.

Начиная с 2015 разрабатывается и принимается ряд нормативных актов, регулирующих импортозамещение программного обеспечения в органах власти и местного самоуправления РФ.


В июне 2015 года Президент Российской Федерации подписал закон № 188 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Именно это положило начало активному развитию импортозмещения программного обеспечения в России. Законы установили, что если организации необходимо купить программное обеспечение по стандартной процедуре конкурсных закупок и, если есть софт, который соответствует требованиям и произведен в РФ, то выбирать иностранное ПО для такой закупки нельзя.


В ноябре 2015 года был создан реестр отечественного программного обеспечения и подписано постановление Правительства Р Ф 1236, которое вводит ограничение для госзаказчиков на закупку ПО, отсутствующее в реестре.

Новый порядок вступил в силу в начале 2016 года. В 2017 году Правительство отменило запрет на закупки российскими государственными органами программного обеспечения из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Также в 2017 году Приказом Минкомсвязи № 334 утвержден порядок перехода на использование отечественного ПО для федеральных органов власти. Законодательными новшествами 2018 года стали утвержденные методические рекомендации по переходу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления регионов РФ на использование отечественного офисного ПО.
Административная ответственность
Государственные органы изредка нарушают закон о приоритетных закупках российского программного обеспечения. ФАС выявляет тендеры, которые проведены с нарушением закона, согласно которому госорганы должны предпочитать отечественный софт импортному.

В случае если совершены закупки ПО, для которого есть российские аналоги, без достаточного и достоверного обоснования, почему не могут быть приобретены отечественные продукты, предусмотрена административная ответственность.
Реестр отечественного ПО
Реестр российского ПО размещен в свободном доступе на сайте Минкомсвязи.

Сейчас в реестре отечественного ПО более 6,5 тысячи наименований программных продуктов, и он продолжает пополнятся.
Приказ Минкомсвязи
Приказом Минкомсвязи России от 11.06.2019 № 278 «Об определении официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и оператора единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации».

Проверять наличие программного обеспечения в реестрах российского и евразийского ПО также можно на новых сайтах: reestr.digital.gov.ru и eac-reestr.digital.gov.ru
Приказ Минфина
Кроме программных продуктов, тренд импортозамещения распространяется и на другое оборудование, используемое в ИТ сфере.

Так, Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработан в целях реализации части 4 статьи 14 Закона 44-ФЗ.

С 7 июля 2019 г. существенно расширен перечень иностранных товаров, в отношении которых установлены специальные условия их допуска.
В расширенный перечень попали следующие товары:
  • Видеокамеры
  • Платы звуковые, смарт-карты
  • Телескопы и микроскопы
  • Насосы и компрессоры
  • Вещества химические и пластмассы в первичных формах
  • Оборудование холодильное и морозильное
  • Машины и оборудование для сельского хозяйства
  • Микрофоны, компасы, навигационные инструменты, различные приборы для измерения/инструменты
В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 Приказа № 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к Приказу № 126н перечне является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.

Отсюда вывод — указание наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара (См.: Информационное письмо Минфина России от 18.01.2019 № 24−01−07/2281).
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878
Дополнительно, в 2019 году принято Постановление Правительства Р Ф от 10.07.2019 № 878 «о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории российской федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…».

Постановление № 878 заменило собой Постановление № 968 от 26.09.2016 с 1 сентября текущего года.
Постановлением № 878 утверждены:
Правила формирования и ведения Реестра;
  • Перечень иностранной радиоэлектронной продукции, в отношении которой применяются ограничения на доступ к закупкам в рамках Закона № 44-ФЗ (включает 13 позиций);
  • Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничений при закупках в рамках Закона № 44-ФЗ;

В случаях, перечисленных в п. 4 Постановления № 878, заказчику необходимо обосновать невозможность соблюдения ограничений.

Такое обоснование оформляется в соответствии с Порядком, который утвержден Постановлением № 878, и размещается в ЕИС вместе с извещением.

Ограничение на допуск иностранной радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением «878 действует до 1 сентября 2021 г.
Остались вопросы?
Заполните форму, и наш менеджер свяжется с вами в течение часа
Заполняя форму, вы подтверждаете, что согласны с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных