Внедрение Системы антимонопольного комплаенс-контроля в компании

Что такое антимонопольный комплаенс ?
  • Система внутрикорпоративных процессов и механизмов, предусмотренных локальными правовыми актами Компании, направленных на соблюдение Компанией, ее сотрудниками требований антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения.

  • Программа ежедневного применения с целью соответствия бизнеса российским законам о конкуренции, о рекламе, о закупках, о торговле и другим применимым актам, включающая практические рекомендации и правила поведения.

  • Гибкий инструмент, адаптированный к конкретным видам деятельности и ресурсам конкретного бизнеса, который поможет бизнесу предвидеть и предотвратить нарушения до их возникновения.

  • Стандарт, модель поведения на рынке для компаний определенного сегмента экономики.
  • Создание внутрикорпоративной системы предотвращения нарушений
  • Повышение уровня корпоративного управления и прозрачности принятия решений
  • Формирование определенной культуры в компании, устранение правового нигилизма сотрудников
  • Возможность снижения штрафов и освобождение от ответственности, понижения риска проведения плановых проверок в рамках риск-ориентированного контроля
Закрепление в законодательстве РФ
антимонопольного комплаенса
В сентябре 2019 года Государственная Дума РФ приняла в 1 чтении поправки к Закону о защите конкуренции, предусматривающие:

  • Введение понятия Системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства:

  • Минимальные требования к содержанию актов, формирующих Систему соответствия;

  • Порядок принятия актов, входящих в Систему соответствия;

В Пояснительной записке к законопроекту также указано, что в случае применения Системы, получения от антимонопольного органа документа о ее соответствии законодательству, а также доказанности в рамках антимонопольного разбирательства ее соблюдения, лицо не может быть признано нарушившим антимонопольное законодательство.
Виды антимонопольного комплаенса
  • По направлениям деятельности (в сфере закупочной деятельности, в сфере ценообразования, рекламы и интеллектуальной собственности, при сделках с контрагентами или взаимоотношениях с конкурентами);

  • По видам рисков (злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения);

  • По отдельным подразделениям или дочерним структурам Компании;

  • По отрасли экономики или товарному рынку.
Система комплаенса
  • 1
    Внутренний локальный акт
  • 2
    Система оценки рисков и матрица рисков
  • 3
    Внутренние процедуры по снижению рисков
  • 4
    Программ обучения сотрудников
  • 5
    Закрепление ответственного лица
  • 6
    Система контроля рисков
Руководство к внедрению (что необходимо):
  • Бюджет на построение и поддержание Системы;

  • Внедрение Системы профильными специалистами в сфере антимонопольного законодательства;

  • Временные затраты;

  • Необходимость изменения внутренних подходов к управлению и принятию решений;
Культура и политика антимонопольного комплаенса
  • Признание наличия антимонопольных рисков внутри Компании.

  • Разработка антимонопольных стандартов, обязательных для всех работников при осуществлении деятельности.

  • Личная активная поддержка практик, основанных на принципах соблюдения антимонопольного законодательства, со стороны руководства Компании.

  • Осознание недопустимости сведения Системы к «бумажному» комплаенсу;

  • Готовность к публичности Системы;
Предложение по внедрению антимонопольного комплаенса
Наша экспертная группа готова предложить разработку и внедрение индивидуальной Программы комплаенс-системы по соблюдению антимонопольного законодательства в Вашей Компании.

С учетом нестабильности бизнес-среды внедрение системы комплаенса - это дополнительный стабилизирующий элемент, задающий ориентиры в пространстве для компании и ее партнеров.

Антимонопольный комплаенс – это инструмент минимизации рисков и применения мер, смягчающих или устраняющих ответственность за нарушение антимонопольного законодательства при официальном принятии комплаенса и следовании ему в своей деятельности.

Эффективная комплаенс-система – залог успешного бизнеса без негативных последствий!
Культура и политика антимонопольного комплаенса
  • Проведение внутреннего антимонопольного аудита деятельности компании и подготовка отчетов по его результатам;
  • Экспертиза и разработка моделей ведения бизнеса, торговых политик, комплаенс-политик, дилерских и дистрибуторских договоров, соглашений об эксклюзивности, соглашений о совместной деятельности и иных видов соглашений и внутренних актов, инструкций, необходимых для внедрения антимонопольного комплаенса;
  • Комплексная разработка и внедрение системы антимонопольного комплаенса или ее отдельных элементов;
  • Согласование комплаенс-системы, а также торговых политик, проектов соглашений с антимонопольным органом;
  • Проведение обучающих мероприятий (семинаров, тренингов) для сотрудников компании по вопросам антимонопольного и иного профильного смежного законодательства;
  • Mock dawn raid (имитация внеплановой проверки антимонопольного органа);
  • Аудит действующей системы антимонопольного комплаенса.